О ведическом аспекте строительства медицинских учреждений
Категория: Дизайн среды

Автор: Насыров Р.

Я вполне осознаю, что упоминание о древних ведических правилах возведений не только медицинских, но вообще любых зданий представляется для сегодняшних строителей своего рода экзотикой. Но совершенно не знать об этих правилах нельзя. Поэтому, не претендуя на полное описание всех правил аювердической архитектуры (которое просто не может уместиться в рамках журнала), я постараюсь в рамках этого короткого сообщения привести несколько аргументов в пользу того, что древние архитектурные принципы строительной практики могут быть актуальными и в настоящее время.

История не только Индии, но и России неизменно показывает, что значимые для людей постройки никогда не возводились беспорядочно. У самых разных народов Земли издавна существовали представления о том, что и место выбранного строительства, и то, как ориентировано здание по сторонам света, как размещены в его пределах различные функциональные зоны, оказывает влияние на все происходящие в этих зданиях события и на судьбы находящихся в них людей. В качестве наиболее известных примеров из этой области можно привести характерные особенности построек древнего Египта, городов народа майя и др. Все они имеют сходство между собой в том плане, что строительство их подчинялось совершенно определенным правилам, которые были сопряжены не просто с соображениями удобства или индивидуальными желаниями людей. Поскольку за всем этим стоит многотысячелетняя практика строительства культовых сооружений, совершенно игнорировать этот опыт при строительстве сегодняшних зданий было бы, по меньшей мере, недальновидно.

К сказанному следует добавить, что культовые сооружения в России тоже строились не на случайных местах. Издавна в религиозной и народной среде России культивировались представления о благодатных местах, на которых обычно возводились храмы и богоугодные заведения. Места эти всегда освящались по определенным религиозным обрядам. И только после этого строители приступали к возведениям храмов.

Более того: даже обычные крестьянские избы, территории дворов и приусадебных участков всегда оформлялись не в соответствии со случайными стечениями обстоятельств, а в соответствии с сакральными представлениями. И изба, и двор и участок всегда представлялись людьми в качестве маленькой ячейки большого мира, в которой есть и благодатные (божественные) области и области, связанные с проявлениями враждебных человеку демонических сил. Пространственная ориентация жилищ, обычно было связана с местом восхода солнца, духовным центром каждого жилища была горница и «красный угол» с размещенными там иконами, демонические же силы обычно ассоциировались в народном сознании с пространством за печкой под печкой, вблизи пола и т п. Каждый элемент крестьянского дома (порог, дверь, матица, лавка у входа, окна, чулан и мн. др.) всегда имел в сознании людей не только функциональное бытовое назначение, но и назначение духовного плана. Точно так же в духовном отношении были структурированы все элементы, составлявшие пространства двора, приусадебного участка, улицы, поля и, в конечном счете, всего села или деревни.

Все эти представления о духовной значимости всех территорий и всех элементов среды обитания человека в течение многих тысячелетий внедрялись в его психику и давно уже превратились в ее архетипические структуры. И совершенно независимо от того, в какой мере сегодняшняя наука признает юнговское учение об архетипах, мы в своей строительной практике не можем отрицать положительного влияния тысячелетиями складывавшихся традиционных приемов строительства на психологическое состояние людей. Статистика преступности, самоубийств и психической заболеваемости в крупных новостройках, которые создавались без всяких ориентиров на традиции прошлого, совершенно ясно показывает, что эти негативные явления меньше проявляются в старинных поселениях, построенных в соответствии с древними традициями.

Что это означает для сегодняшней строительной практики? Означает то, что традиционные приемы строительства следует использовать и в наши дни, применяя для этого все знания, накопленные строителями прошлого в течение многих тысячелетий. Особенно в случаях, когда строительство связано с созданием культовых сооружений и учреждений, предназначенных для лечения больных. Как известно, лечебные учреждения прошлого всегда создавались при участии религии и религиозных учреждений (при храмах, монастырях, святилищах, святых источниках и т.п.). Эта связь в наши дни почти потеряна. Религиозное служение в стенах лечебных учреждений сейчас заменяют просто благотворительностью.

Но, тем не менее, духовная составляющая повседневной лечебной практики в настоящее время начинает очень слабо, но все же возрождаться. Во многих крупных больницах сейчас имеются комнаты для молений. Иногда в качестве санитарок и медсестер в них участвуют монахи и монахини. Вероятнее всего, эта тенденция в будущем будет усиливаться, так же как будет усиливаться роль религии во всех сферах жизни российского государства.

Все сказанное приводит к важному выводу, что в пределах лечебных учреждений фактор духовного воздействия на больных и на медиков может быть существенно усилен за счет правильного архитектурного подхода к созданию этих учреждений.

Естественно, возникает вопрос о том, какие исходные принципы следует принимать во внимание при создании лечебного учреждения. Дело в том, что у разных народов эти принципы могут обозначаться разными терминами, а вытекающие из них правила строительства могут различаться во многих частных деталях. Так, существуют принципы, положенные в основу системы Фэн-шуй, принципы, положенные в основу строительства православных и католических храмов, принципы, положенные в основу строительства мечетей и др. Все различия этих систем, в конечном счете, объясняются просто различиями климатов, которые приводят к особенностям строительств жилищи в разных климатических поясах. Ясно, что здания, создающиеся на крайнем Севере, в горах или в пустынях, не могут быть в стилистическом отношении архитектурно похожими друг на друга. Конечно, они должны различаться.

Но все эти различия касаются именно стилистики, а не основополагающих духовных начал, на которые ориентируются строители при возведении зданий. Начала эти всегда остаются неизменными и установленными задолго до того, как на Земле появились первые зачатки цивилизации и книги, описывающие принципы архитектуры.
Наиболее древним описанием этих принципов можно считать тексты Аюверды (Васту Шастра) и вообще ведические тексты. Вероятно, знания об искусстве возведения зданий существовали задолго до появления этих текстов. Но к нам они пришли именно в форме ведических описаний. На сегодняшний день мы можем считать эти сведения как бы изначальными. Дело в том, что все последующие тексты об изначальных принципах архитектуры возникали в человеческой истории позднее и конечно, ориентировались на тексты наиболее древних книг. Поэтому, если при строительстве современного здания мы хотим среди множества разных строительных традиций выбрать наиболее изначальную, мы должны будем обратиться именно к принципам, изложенным в аювердических текстах.

Принципы аювердической архитектуры, во многом похожи на принципы всей структуры Мироздания, которые описаны в Ведах. Согласно этим описаниям сотворение Мира заключается в процессе, подобном человеческому дыханию. При таком «дыхании» вдох верховного божества приводит к исчезновению (свертыванию) всего материального бытия, а выдох приводит к его возрождению (развертыванию). Это «дыхание Брамы» идет бесконечно и при каждом «дыхательном цикле» бытие то исчезает, то появляется вновь.

Тут не стоит вдаваться в дискуссии об истинности или не истинности этих представлений. Это дело не архитекторов, а философов и богословов. Нас же в данном случае интересует только основа, на которой создается первый основополагающий принцип ведической архитектуры. Заключается он в том, что Мир создается неким верховным существом. Следовательно, если мы хотим, чтобы наши дома находились в гармонии с этим существом, необходимо, чтобы по своим основным структурным элементам они соответствовали этому существу и общей структуре создаваемого им Мира.

Психика человеческого восприятия Мира строится на антропоморфных основах. Это означает, что какие бы элементы внешнего бытия Мироздания ни взаимодействовали с человеком, он воспринимает их в качестве элементов, имеющих подобие с его собственной личностью. На этой основе строятся все религиозные представления о первоисточнике всего сущего как о некой личности, по воле которой создается все, что составляет Мироздание. Это существо считается отраженным буквально во всех элементах бытия, в число которых входят и духовные, и материальные уровни.

Отрешиться от этих представлений практически невозможно, так как они входят в самые глубокие слои архетипической структуры подсознания каждого человека. Не считаться с этим при строительстве зданий нельзя. Архетипы прошлой истории человечества формируются, начиная еще с каменного века. Поэтому любые нарушения соответствий архитектуры представлениям об антропоморфности зданий, которые с помощью разных архитектурных деталей выражают как материальные, так и духовные проявления верховного существа, неизбежно создают в мироощущениях людей чувства подсознательное чувство дискомфорта и нарушенной духовной гармонии с общей структурой Мироздания. К сожалению, так оно и происходит при строительстве зданий без учета исходных правил ведической архитектуры.

Следовательно, необходимо, хотя бы в самой общей форме знать эти правила и использовать их при строительстве зданий. Особенно, если эти здания имеют большую социальную значимость (храмы, больницы, школы, вузы и т.п.)

Обратимся к рассмотрению этих правил.

Одно из них состоит в том, что такие здания никогда не должны возводиться на местах бывших тюрем, кладбищ и других мест, где люди в течение многих лет испытывали горе и отчаяние. Кроме того, эти места должны быть освящены, а строительство должно начинаться в дни, которые считаются в этом плане наиболее благоприятными. Эти здания должны строиться не заключенными, которых принуждают к труду, а верующими людьми, соблюдающих обряды тех религий, к которым они относятся. В противном случае в последующем придется затрачивать массу усилий для того, чтобы нейтрализовать те негативные влияния, которые люди изначально закладывали во все элементы здания при его строительстве. Эти правило, в сущности, относится не только в ведической архитектуре. В той или иной форме оно всегда присутствует в архитектурной практике всех народов. Просто в ведической архитектуре оно выражено более определенно.

Ее основное положение связано с тем, что творец всего Мироздания, хотя и является бесконечным во всех своих проявлениях, но в отношениях с людьми и с миром он проявляет себя в антропоморфном аспекте. Этот аспект, конечно, проявляется и при строительстве зданий. В наиболее упрощенном виде здание может быть представлено в качестве тела (подобия тела Брамы), в котором есть и центральная часть, и части, относящиеся к периферии. Символическое и абстрагированное отображение контуров человеческого на поверхности Земли в ведической архитектурной традиции всегда предшествует началу возведения любого здания. Это отображение обозначают выражением Васту Пуруша Мандала (Пуруша – вселенский человек; Мандала - символическое отображение всех духовных и телесных структур его личности).

Поскольку каждая часть тела и каждый орган вселенского человека имеют в ведических представлениях свои функциональные особенности, проявляющиеся как на материальном, так и на духовном уровнях, принимаемая каждым архитектором схема Васту Мандала Пуруша изначально предполагает функции всех помещений, которые должны будут располагаться в пределах возводимого здания. Ее сразу же разделяют на квадраты, соответствующие разным частям тела и разным органам. При этом самым главным и сакральным элементом этого здания считают область расположения пупка, то есть область, через которую каждый человек соединяется со всеми предшествующими поколениями людей. Обычно эта область располагается в центре здания и бывает предназначена не для повседневной рабочей деятельности, а для общественных мероприятий, торжеств и т.п. (Если сопоставлять эти представления с представлениями русских крестьян, то таким сакральным элементом русской избы можно считать горницу и расположенный в ней «красный угол»).

Важнейшим правилом ведической архитектуры считают ориентацию всей схемы Васта Мандала Пуруша таким образом, чтобы все главные входы в здание и входы в наиболее значимые помещения были обязательно ориентированы на Восток. Это правило, опять-таки связано не только с ведической архитектурой. Просто оно выражено в ней наиболее отчетливо. Рассматривая строительные традиции многих народов Земли, мы видим, что в них тоже указывается ориентировать входы зданий на Восток. Дело в том, что ориентация входов на Восток, в конечном счете, связана с архетипическими представлениями людей о материальном источнике жизни на Земле. Как известно, таким источником всегда и у всех народов считалось Солнце. Каждый суточный цикл жизни человека начинается с восхода Солнца и завершается, когда оно заходит за горизонт. Поэтому в архетипах человеческой психики начало каждого цикла жизни связано с началом дня, который как бы должен каждый день входить с Востока в каждое человеческой жилище и в каждое функционально значимое его помещение. 

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться (либо зарегистрироваться)

Комментарии

  • Комментариев пока нет