От «зеленого строительства» к природо-интегрированной архитектуре. Принцип СОХРАНЕНИЯ МЕСТА
Категория: Дизайн среды

Автор: В.Н. Логвинов

 

МЕСТО – часть пространства над клочком земной поверхности (имеющим кадастровый номер), которое человек может закатать в асфальт, засыпать мусором, застроить БЕЗдушными, БЕЗликими, БЕЗобразными постройками, либо… преобразовать в МЕСТО, ГДЕ ОБИТАЕТ ДУША. Настоящая архитектура естественно вырастает из места как растение из земли и становится неразрывной частью и сущностью места, определяющей ДУХ МЕСТА, ГЕНИЙ МЕСТА. ДУХ человека может создать СВЯТОЕ МЕСТО.

Но место всегда кем-то занято – «Природа не терпит пустоты». Даже в пустыне до прихода человека любое МЕСТО имело свой характер, своё лицо, оно жило своей естественной жизнью, давая жизнь, пропитание и кров множеству живых организмов (растений, насекомых, животных). МЕСТО – это ещё и арена ожесточенной борьбы живых организмов за МЕСТО ПОД СОДНЦЕМ, и… поле битвы ЧЕЛОВЕКА с ПРИРОДОЙ. Битвы, в которой жадный и глупый человек на бульдозере всегда одерживает победу над природой – «Пиррову победу».

Для того чтобы сохранять природу совсем не обязательно производить сотни миллионы тепловых насосов и солнечных коллекторов, тратя на это массу энергии, материалов и труда, отравляя этим окружающую среду под лозунгом её защиты. Дажев таком глобальном вопросе как выбросы СО-2 у человечества есть более логичная и ЭКО-ЛОГИЧНАЯ альтернатива технократическому подходу с безудержным производством нового и заменой устаревшего оборудования и технологий.

Это – увеличение количества растений, поглощающих СО-2 путем регенерации вырубаемых лесов и зеленых пространств в городах, т.е. максимальное использование в архитектуре принципа РЕГЕНЕРАЦИИ [1], а также применение другого принципа интеграции природы и архитектуры, который можно назвать принципом СОХРАНЕНИЯ МЕСТА.

Суть принципа СОГРАНЕНИЯ МЕСТА, не в сохранении абстрактной природы вообще, чем занимается «зеленое строительство», а в максимально возможном сохранении пространства для естественной природы на конкретном участке застройки в конкретном месте. Суть в сохранении рельефа местности, плодородного слоя земли с максимально возможным сохранением растений, как под зданием, так и в непосредственной близости от него.

Принцип СОХРАНЕНИЯ МЕСТА – это прямая альтернатива распространенному в практике способу подготовки участка под строительство «под бульдозер», практики варварского уничтожения природы с единственной целью – упрощения и ускорения процесса строительства. Впоследствии естественная природа либо деградирует, превращаясь в помойку, либо её приходится долго и болезненно восстанавливать путем «компенсационного озеленения», что обходится заказчику и природе значительно дороже, чем это необходимо для сохранения места строительства в естественном виде, не говоря уже об экологическом вреде.

Ни экономика, ни инженерия не способны примерить жестокое противоречие «освоения природы». Но архитектурного искусства веками вырабатывало приемы и методы, позволяющие не только сохранить МЕСТО, но и наполнить его ДУХОМ.

 

Взлетевшая архитектура

Для начала достаточно сохранить для природы место строительства, максимально сократив площадь застройки и подняв здание над землей. При этом поверхность земли под зданием остается свободной для регенерации растений (биоценоза) и подсобных функций (например, автостоянок). Для этого, всего на всего, нужно преодолеть силу тяготения и заставить взлететь массивное здание в небо.

Несмотря на то, что технически это достаточно сложно и дорого история архитектуры дает нам примеры использования этого, фантастического на первый взгляд, приема еще в доисторические времена при строительстве свайных построек из дерева, возводимых в Европе и Азии, как минимум, 5000 лет назад. [2].

Что заставляло первобытных людей покинуть земную твердь и основать своё жилище на зыбкой водной стихии? Вероятно то же, что побудило людей еще раньше устраивать жилище на деревьях подобно птицам – желание защитить себя от диких животных и враждебных племен. То, что является целью любой архитектуры – защита от дикой природы. Традиции строительства из дерева на столбах сохранялись и развивались в Индии и Японии в течение тысячелетий, дожив до наших дней во многих районах Африки и Океании.

Реконструкция свайных жилищ в Унтерульдингене, Швейцария и «Зал Феникса» в Бёдоин, Япония

 

С появлением новых материалов извечная мечта оторваться от земли стала реальностью. И нет ничего удивительного, что первым кто предложил возродить хорошо забытый прием, был самый известный пионер современной архитектуры – Ле Корбюзье.

Основываясь на новых возможностях железобетонных конструкций с одной стороны, и градостроительных идеалах движения «Город–Сад» с другой, именно он предложил в начале 20-х годов прошлого века в ряду пяти «отправных точках» современной архитектуры идею «ДОМ НА ОПОРАХ» вместе с идеей «САД НА КРЫШЕ». Обе идеи впервые были реализованы в самом авангардном проекте 20-го века – Вилле Савой в 1925 году.[3]

Идея дома на опорах, проходящая красной нитью через весь творческий путь Ле Корбюзье, практически сразу вошла в массовую архитектурную практику конструктивистов и не только в загородном малоэтажном строительстве, но и при проектировании многоэтажных жилых домов и крупных общественных зданиях. Архитекторов завораживали новые образы зданий, преодолевших тяготение и поднявшихся над землей. Кроме того этот новаторский приём делал первые этажи проходными, обеспечивая свободу передвижения под зданиями.

Популярность этого приема, решительно повлияла на градостроительную культуру многих новых городов. Например, в Тель-Авиве, центр которого застраивался в 20 - 30-х годах 20-го века по проектам архитекторов школы «Баухауз», почти все жилые дома на главных улицах подняты на опорах, что придает этому городу неповторимый колорит и притягательность. Земле под 4-5 этажными домами и вокруг них сегодня просто утопает в тропической растительности, создавая ощущение сплошного вечнозеленого парка.

Вилла Савой Ле-Корбюзье

 

Сейчас это стало традицией, широко используемой и в новых районах, но на фотографиях 30-х годов Тель-Авив выглядит как город в пустыне, так как экологическая сторона идеи «Дома на опорах» многие десятилетия оставалась не раскрытой. Сады под зданиями долго не приживались в массовой практике, а «ноги» нещадно застраивались как, например, в здании Центросоюза в Москве.

Не замеченным оказался и другой экологический аспект зданий на опорах и столбах – возможность сохранения естественного рельефа местности и растительности на участке строительства. Только в конце 20-го века эта особенность зданий, поднятых на опоры, стала сознательно использоваться, прежде всего, на «экспериментальной площадке» малоэтажного строительства на природе.

При этом обнаружилась еще одна особенность этого приёма – возможность сохранения корневой системы деревьев, находящихся в непосредственной близости к строящемуся зданию и, соответственно, возможность вхождения архитектуры в ландшафт с момента его строительства без долгого и мучительного процесса «заживления ран», нанесенных природе строительством.

Дома на опорах в природном ландшафте

 

Наши соотечественники, советские и российские архитекторы и в этих поисках всегда была в первых рядах. Еще в конце 20-х годов прошлого века Моисей Гинсбург предложил жилые ячейки индустриального изготовления, поднятые на опорах, для проекта «Зеленого города». И, «по традиции», реализация этой идеи произошла только через многие десятилетия.

Деревянные гостевые дома, построенные по проекту Тотана Кузенбаева, все же взлетели над землей через семьдесят пять лет, но уже с полным осознанием не только силы этого художественного приёма, но и экологических преимуществ домов на опорах. При строительстве таких домов сохраняется не только рельеф места, но и корневая система всех деревьев и кустарников, растущих на месте строительства. В портфолео Тотана Кузенбаева уже добрая дюжина разнообразных домиков на опорах и домов мостов.

Дома не опорах в проектах М.Гинсбурга и Т.Кузенбаева

 

Дома на деревьях или «дома деревья»

Деревьями, растущими на домах, уже никого не удивишь – в Москве в последнее десятилетие появилось дюжина садов, парков и скверов на крышах.[1] Но вот дома на деревьях и дома в форме деревьев, это что-то новенькое, а «новое - это хорошо забытое старое», известное еще с доисторических времен.

Реконструкций первобытных домов на деревьях нет – они не сохранились даже в описании, но в начале 21-го века по всем континентам прокатилась волна ностальгической моды на современные домики на деревьях. Сегодня таких домов в мире сотни и тысячи. Это уже мода и целое направление природоинтегрированной архитектуры – некий «творческий аттракцион».++

Так как эти дома специально создавались сначала как детские игровые домики, а затем как дома для отдыха на природе, их формы поражают разнообразием, свободой не сложившегося еще стиля и безграничной фантазией, охватывающей все направления и стили от «сказочно игривого» и стиля «кантри», до жесткого «хай-тека» и мягкого «био-тека».

Дома на деревьях 21-го века

 

Рожденная конструктивистами идея максимального сохранения поверхности земли была подхвачена и развита японскими метаболистами в 60-тые годы в фантастических, по тем временам, концепциях «ДОМОВ-ДЕРЕВЬЕВ», рожденных дефицитом и ценой земли в Японии. Несмотря на сложности реализации уже в 1970 году первое, расширяющееся кверху здание (библиотека Калифорнийского университета) было построено в США в Сан-Диего по проекту Уильяма Перейро.

Дома-Деревья, арх. Арата Исодзаки, Кисё Куракава 1963 г. и Уильям Перейро 1970 г.

 

Не оставался в стороне от этого движения и Советский Союз. С 1968 году в мастерской Ильи Чернявского разрабатывался Проект развития курортного городка «Адлер», в котором предлагалось построить несколько треугольных в плане башен курортных гостиниц с монолитным сердечником и прикрепленными к нему консольно объёмными блоками спальных номеров, а также знаменитую тогда в профессиональных кругах «Летающую тарелку» – киноконцертный зал на 3000 мест. Но грянула «Олимпиада-1980» и строительство всех курортных объектов приостановили, а «тарелка» кинозала так и не взлетела. [4]

Но перед самой Олимпиадой – в 1979 году И.З. Чернявский предложил новую интерпретацию домов-деревьев – конкурсный проект четырех курортных гостиниц из объёмных элементов на четырех столбах, которые давали возможность максимального сохранения старинной застройки и зеленых насаждений в центре города Железноводска. Этот проект реализован не был, но через шесть лет соратник И.З. Чернявского Игорь Василевский построил в Ялте, пансионат «Дружба», ставший ныне одним из символов Крыма.

Этот уникальный проект, разработка которого началась в 1980 году по межправительственному соглашению с Чехословакией, также основан на концепции здания, висящего над нетронутой природой – в данном случае над оползневым склоном. Решающую роль в реализации сложнейших конструктивных решений этого уникального проекта сыграл гениальный российский конструктор Нодар Канчели.[5]

Проект центра города Железноводска (арх. И.Чернявский, В.Логвинов) и пансионат «Дружба» в Крыму (арх. И.Василевский, конст. Н.Кончелли)

 

Через 55 лет после рождения концепции «ДОМА-ДЕРЕВА» антология российских реализаций этой идеи продолжена в построенном в 2015 году жилом комплексе «Левобережная дубрава». В трех хилых башнях в подмосковных Химках, на берегу «Канала имени Москвы», в парковой зоне «Эко-Берег» реализован принцип СОХРАНЕНИЯ МЕСТА. Здесь максимально сокращена площадь застройки с целью сохранения всех дубов, растущих на этом участке.

К огромному огорчению, часть дубов, находящихся в непосредственной близости к домам, не вынесли испытания варварскими методами строительства, из-за чего сама идея расширяющихся кверху зданий на этом месте выглядит не так убедительно, как задумано. Однако, расширение здания вверх в сочетании с зелеными террасами на кровле позволило вернуть природе площадь, почти равную площади застройки (К рег = 0.83). Проект удостоен Золотого диплома на смотре-конкурсе на лучших построек на фестивале «Зодчество-2015». [6]

Жилой комплекс «Левобережная Дубрава» в г. Химки (ТМА Логвинова)

 

Это сегодняшний день идеи «дома – дерева», а что завтра? Здесь фантазия безгранична. Отметим только два направления развития идеи: эко–небоскребы и индивидуальные дома на природе в форме деревьев. Примером первого направления может служить довольно странный проект израильских архитекторов, в котором применено сразу несколько концепций: «спирального висячего сада», «вертикального небоскреба» и «дома-дерева», вернее сразу целого леса деревьев с кроной в форме куба, стоящих друг на друге в несколько ярусов.

В этом же направлении, но в совершенно иных биологических формах, развивается аналогичный по идеям проект, разработанный по заказу муниципалитета в рамках большого проекта «Париж – 2050» для улучшения экологии города студией архитектора Венсента Каллебо (Бельгия). Ранее этот же проект был презентован как городские формы AsianCairus. [7]

Второе направление представляет проект дома на опорах, вернее на одной опоре, похожий на елку в лесу, полностью сливающийся с природой настоящего елового леса. На создание этого проекта его автора Конрада Войцика (Дания) вдохновили деревья, «т.к. они являются естественной защитой от хищников для многих животных, возобновляемым источником энергии, а также они удобряют почву, очищают воздух и обеспечивают естественную вентиляцию, тень и прохладу летом». [8]

Дом-ёлка (арх. Кондар Войцек)

 

А вот как представляет будущий город известный российский архитектор-футурист Артур Скижали-Вейс – в виде гигантских грибов, рядом с которыми человек должен представлять себя муравьём. Так что здесь гигантский простор для фантазии и изобретения новых форм более адекватных природным формам. Но об этом позднее, при раскрытии принципа ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИОФОРМ.

 

 

Горизонтальный небоскреб

Идея преодоления сил тяготения будоражила умы людей с древнейших времен, свидетельством чему являются неимоверные и необъяснимые усилия, приложенные для сооружения доисторических дольменов. Завораживающий образ «летящих по кругу» гигантских каменных плит, как бы преодолевших непреодолимые силы гравитации, вероятно, вдохновила Лазаря Лисицкого, предложившего еще в 1920 году концепцию ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ НЕБОСКРЕБОВ, тоже летающих по кругу – Бульварному кольцу Москвы.

Дольмены

 

Горизонтальный небоскреб от зарождения до наших дней

 

Японские метаболисты Кензо Танге и Арата Исодзаки в начале 60-х также внесли свой весомый вклад в развитие концепции «горизонтального небоскреба», разработав ряд проектов в её рамках. В частности проект «Воздушный город» (CityintheAir) генетически явно связан с проектом Л.Лисицкого, однако даже этим знаменитым архитекторам, воплотившим самые смелые свои замыслы, не удалось реализовать подобные проекты. Вероятно их время еще не пришло. Наверное, есть определенная закономерность, но эта идея, прежде чем воплотиться в жизнь, мистически «витала в воздухе» 55 лет.Примечательно, что метаболисты не заметили возможности озеленения крыш своих мегаструктур и «горизонтальных небоскребом».

«Воздушный город» (арх. Арата Исодзаки) 1961 г.

 

Одна из первых реализаций этой концепции произошла на Кавказе, в Тбилиси, в 1975 году в здании Министерства автомобильных дорог Грузии. Сегодня это здание является одним из символов Тбилиси и всей Грузии. Один из авторов этого знакового здания Георгий Чахава даже запатентовал его как изобретение, позволяющее максимально сохранить естественную поверхность земли. В данном случае это обрывистый каменистый склон с растительным слоем грунта, сама растительность и даже ручей с водопадом, протекающий под зданием.++

Действительно, на таком рельефе невозможно было ничего построить, не уничтожив его. Это здание почти идеальный пример реализации принципа Сохранения места. Однако его авторы Г.Чахава и З.Джалагхания, увлеченные идеей сохранения места в естественном виде, также как метаболисты, не обратили внимания на другую природоинтегрирующую идею – озеленение кровель горизонтальных объёмов, хотя идущее от земли вертикальное озеленение «ног» здания вьющейся зеленью было заложено в проекте и реализовано в натуре.

Министерство автомобильных дорог в Тбилиси (арх. Г.Чахава и З.Джалагхания) 1975 г.

 

Через 40 лет, уже в нашем веке, «горизонтальные небоскребы» прошли победным шествием по всему миру от Роттердама до Пекина, от Москвы до Сингапура, в котором по проекту Оле Ширина (Германия) и фирмы «Голландское бюро ОМА» в 2014 году построен целый квартал многоярусных «горизонтальных небоскребов».++

В квартале «Interlace», развивающем идею «Воздушного города», на кровлях горизонтальных объёмов разбиты висячие сады, что является давно назревшим и ожидаемым синтезом принципов «сохранения места» (концепция «горизонтального небоскреба») и «регенерации биоценоза» (концепция зеленых кровель). Это этапное в истории «зеленой архитектуры» произведение заслуженно признано «Лучшим зданием 2015 года» на Фестивале WorldArchitectureв Сингапуре. И где они только находят заказчиков на подобные прорывные проекты?++

А, впрочем, у нас тоже изредка появляются цивилизованные заказчики: на том же фестивале в Сингапурев категории «Планирование. Проекты будущего» лучшей признана концепция развития исторического центра Калининграда, а в номинации «Школы» — Санкт-петербургская «Академия танца Бориса Эйфмана». Оба проекта были разработаны архитектурным бюро «Студия 44» Никиты Явейна.

Горизонтальные небоскребы: Роттердам, Архитекторы JHK 1999 г.; Москва, Девид Аджайе 2007 г; Сингапур, Квартал Interlace, Фирма ОМА, 2014 г.

 

Браво! Но еще 11 лет назад в России была предложена концепция аналогичной застройки для участка первой линии прибрежной территории, заброшенного санатория в самом центре г. Сочи. Синтез рассмотренных принципов давал уникальную возможность не только сохранить всю роскошную субтропическую зелень на участке, но и увеличить количество возвращаемой природе площади земли в 3.6 раза за счет озеленения кровель. При этом окна апартаментов на любом этаже 25 этажной мегаструктуры открывались в коллективные сады, создавая ощущение полного слияния с роскошной природой, на берегу моря в центре большого города-курорта.

Концепция комплекса апартаментов в центре Сочи (ТМА Логвинова) 2005 г.++

 

Заказчик выбрал концепцию «Бульдозера» и участок ныне застроен добротной коммерческой недвижимостью с полным уничтожением всякого воспоминания о бывшем на этом месте роскошном парке. Теперь, лишившись на несколько десятилетий парка с нормальной для Сочи растительностью, её будут долго и упорно восстанавливать, тратя на это массу денег и ресурсов. «Молодцы»!

Тема «горизонтального небоскреба» получила развитие еще в двух проектах мастерской, разработанных для разных участков в Москве. Если в одном проекте стояла задача сохранить существующее здание, надстроив его без «отселения жильцов», то в другом необходимо было вписать в природу здание гостиницы, расположенное на прибрежной территории.

В этом проекте программно использованы все известные на сегодня приемы интеграции с природой, включая: озеленение всех крыш, вертикальное озеленение фасадов и интерьеров, создание закрытых пространств для растений – зимнего сада и озелененных эркеров в каждом номере и в световых карманах коридора. Многоярусный висячий парк на всех крышах, парк под домом и парк в интерьерах перетекают в природный парк на земле, образуя единое целое, объединяющее природу с архитектурой.

Идея «горизонтального небоскреба» позволяла не только освободить землю для парка и обеспечить свободный проход в парк, но и осуществить градостроительную концепцию, в которой объёмы зданий гостиницы образуют монументальные входные ворота – «пропилеи», ведущие в прибрежный парк на стрелке Москва-реки и речки Сходня. Парк у воды в этом проекте основной «композиционный элемент» и главная архитектурная идея.

Горизонтальные небоскребы на прибрежных территориях Москвы (ТМА Логвинова) 2006 и 2015 г.

 

Примечательно, что один из самых «зеленых» архитекторов России, представитель целой «зеленой» архитектурной династии – Андрей Асадов предложил для этого участка очень похожую концепцию с озелененными кровлями и «горизонтальным небоскребом», тоже образующим своеобразные «ворота», открывающиеся на реку.

А группа бакалавров МАРХИ под руководством Владимира Юдинцева в этом году предложила десяток вариаций «горизонтального небоскреба» в своих дипломных проектах для зданий самого различного назначения в самых разных местах. Один из этих проектов (дипломантка Кунгурова С.Д.) удостоен диплома фестиваля «Зодчество-2016».

Проект Гостиницы «Редисон –Блю» в Москве. Мастерская Андрея Асадова

 

Идеи овладевают массами. Идеи витают в воздухе. И не только идеи, но и целые дома. Это уже не фантастика, а обыденная реальность самого ближайшего будущего, которое, вероятно, принадлежит ПРИРОДОИНТЕГРИРОВАННОЙ АРХИТЕКТУРЕ.++

Описанные принципы, идеи, концепции, приёмы и проекты являются только введением в тему и вовсе не исчерпывают огромный, накопленный веками инструментарий архитектуры, интегрированной с природой. ++

Впереди знакомство с принципом ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЯ природы и архитектуры.

           

Продолжение следует…

 

Литература

  1. Виктор Логвинов «От «зеленого строительства» к природоинтегрированной архитектуре», Проект Байкал 2016/48.
  2.  «Свайное жилище».Интернет ресурс ru.wikipedia.org
  3.  Ле Корбюзье. «Творческий путь». Издательство литературы по строительству, Москва-1970.
  4. Андрей Гозак, Виктория Крылова. «Илья Чернявский» Союз московских архитекторов. Москва, 2009.
  5. «Игорь Василевский» СМА, ТАТЛИН 2016.
  6.  К.Савкин, «Дома-деревья – дополнение антологии. Архитектурный Вестник АВ-1 (148) 2016.
  7.  htlp://probauhaus.ru/asian_cairus.
  8.  htlp://Liport.ru
 
 
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться (либо зарегистрироваться)

Комментарии

  • Комментариев пока нет