Этические и юридические аспекты использования информационно-коммуникационных технологий в здравоохранении
Категория: Спорт и долголетие

Авторы: Сергеев В.В., Шмелёв И.А., Аськов Н.Н.

22 июля 2000 года принята Окинавская хартия Глобального информационного общества, в п. 1 которой определено, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества.

Революционное воздействие ИКТ проявляется, в частности, в разработке и реализации мегапроектов, нацеленных на глобальную интеграцию информационного обмена во всех сферах жизни. Так, Европейская комиссия поддержала проект швейцарского физика, руководителя кафедры социологии Федерального технологического института в Цюрихе Д. Хельбинга «Имитатор жизни Земли» (Living Earth Simulator) стоимостью в миллиард евро. «Имитатор жизни Земли» призван моделировать изменения в мировом масштабе во всех значимых областях, в том числе распространение эпидемий (Уэйнбергер Д., 2012) [4].

Подобный проект по сбору информации о жизнедеятельности человека LifeLog разрабатывался американским Агентством перспективных оборонных исследовательских разработок - DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency). Цель проекта – собрать максимально возможную информацию о жизни человека, включающую:

В.Е. Лепский (2010), говоря о LifeLog, справедливо замечает, что такого рода проекты являются предвестниками грядущей эпохи тотальной дигитализации. Искушение технологией создания цифровой личности - это одна из наиболее радикальных этических проблем XXI века [3].

 

Цель исследования

Проанализировать этические и юридические аспекты использования современных ИКТ в здравоохранении.

 

Материал и методы исследования

В качестве материала использована современная нормативно-правовая база РФ, результаты исследований отечественных и зарубежных авторов. Основным методом исследования явился анализ.


Результаты исследования и их обсуждение

Интенсивное внедрение ИКТ в здравоохранение, которое происходит в последнее десятилетие, актуализирует вопросы разработки и совершенствования организационных, этических, юридических, научно-практических аспектов данных технологий.

Приступая к рассмотрению этико-юридических аспектов, в первую очередь, следует заметить, что в словосочетании, характеризующем технологии как «информационно-коммуникационные», содержится определенное противоречие. С одной стороны, представляется очевидным тот факт, что информация и коммуникация имеют прямую зависимость, взаимодополняют друг друга. С другой стороны, величины информации и коммуникации могут иметь обратную пропорциональность. Французский ученый Д. Вольтон - основатель и директор Института коммуникационных наук - в книге «Информация не значит коммуникация» отмечает: «Информация стала избыточной, коммуникация – всё более редким явлением» [1].

Этим противоречием ИКТ во многом объясняется тот факт, что в их практическом использовании в здравоохранении существенно возрастает объем информации на электронных носителях, но, как правило, это не приводит к повышению качества коммуникации между субъектами информационного обмена. Поэтому пациенты и медицинские работники нередко скептически оценивают возможности ИКТ в здравоохранении.

Это чрезмерное увлечение информационной (справочной) составляющей ИКТ приводит к экспоненциальному росту разнообразных баз данных. Последние, значительно расширяя объем справочной информации на электронных носителях, усложняют формальную сторону общественных отношений в сфере здравоохранения без какого-либо существенного обогащения их содержания.

Несмотря на существующие проблемы адекватного использования ИКТ в медицине, скепсис по отношению к ним в качестве стратегической установки является неоправданным. Тем более, что в последние годы созданы юридические предпосылки для создания эффективных ИКТ в здравоохранении. Речь идет о расширении правоспособности медицинских организаций в аспекте создания локальных информационных систем.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 78 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) медицинская организация имеет право создавать локальные информационные системы, содержащие данные о пациентах и об оказываемых им медицинских услугах, с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований о защите персональных данных и соблюдением врачебной тайны [7]. При анализе данной нормы следует решить следующие три вопроса:

  1. Является ли создание локальных информационных систем не только правом, но и обязанностью медицинской организации?
  2. Насколько согласуются нормы Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Федеральный закон № 152-ФЗ) и Федерального закона № 323-ФЗ?
  3. Какое содержание вкладывает законодатель в словосочетание «информационные системы»?

Отвечая на первый вопрос, важно подчеркнуть, что наряду с правом создавать локальные информационные системы медицинские организации несут обязанности в соответствующей сфере, в частности, при представлении данных о медицинской деятельности. Так, согласно ч. 3 ст. 91 Федерального закона № 323-ФЗ порядок ведения информационных систем, в том числе порядок и сроки представления в них первичных данных о медицинской деятельности, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти [7].

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» глава 9 Федерального закона № 323-ФЗ дополнена статьей 79.1 «Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями», в ч. 13 которой определено, что состав информации о результатах независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями и порядок ее размещения на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети «Интернет» определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В контексте практической реализации приведенной новеллы заслуживает внимания п.25 Методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 31 октября 2013 г. № 810а «Об организации работы по формированию независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения», в котором определено, что в целях информационного обеспечения проведения независимой оценки медицинским организациям с учетом особенности их деятельности рекомендуется обеспечить формирование открытых и общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности медицинской организации. При этом в Методических рекомендациях приводится Перечень информации о деятельности медицинских организаций, рекомендуемой к размещению на официальном сайте медицинской организации [9].

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» медицинские организации обязаны размещать на своем официальном сайте в сети «Интернет» информацию о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи [6].

Приведенные выше положения свидетельствуют о широком круге обязанностей медицинских организаций при создании информационных систем, включая локальные. Вместе с тем право медицинских организаций создавать локальные информационные системы нацеливает их на проявление инициативы в направлении поиска и совершенствования информационных систем, отражающих специфику деятельности конкретной медицинской организации.

Вопрос о согласованности норм Федерального закона № 152-ФЗ и Федерального закона № 323-ФЗ тесно связан с реализацией биоэтических правил неприкосновенности частной жизни и конфиденциальности. Эти правила нередко отождествляют, но понятия «неприкосновенность» и «конфиденциальность» необходимо различать. Под неприкосновенностью понимают сохранение в целости чего-нибудь, защищенность от всякого посягательства со стороны кого-нибудь. Под конфиденциальностью – понимают секретность, доверительность.

Правило неприкосновенности частной жизни связано с материальными нормами, например, о врачебной тайне, а правило конфиденциальности с процессуальными нормами о ней. Другими словами, в соответствии с правилом неприкосновенности частной жизни устанавливается содержание неприкосновенного объекта (например, элементы врачебной тайны), т е. что является неприкосновенным; правилом конфиденциальности определяется порядок обеспечения секретности и доверительности при сохранении неприкосновенного объекта (например, сведений составляющих врачебную тайну).

В Федеральном законе № 323-ФЗ указано, что локальные информационные системы, содержащие данные о пациентах и об оказываемых им медицинских услугах, создаются с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований о защите персональных данных и соблюдением врачебной тайны.

В ст. 7 Федерального закона № 152-ФЗ, посвяшенной конфиденциальности персональных данных, отмечено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п.4 ч.2 ст. 10 Федерального закона № 152-ФЗ обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну [5].

В силу п. 2 ч. 2 ст. 73 Федерального закона № 323-ФЗ медицинские работники обязаны соблюдать врачебную тайну. На основании ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 323-ФЗ не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей.

С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях (ч. 3 ст. 13 Федерального закона № 323-ФЗ).

В ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 323-ФЗ определен закрытый перечень случаев, при которых допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя.

Наряду с приведенными нормами при создании локальных информационных систем необходимо принимать во внимание ст.ст. 92-94 Федерального закона № 323-ФЗ. В частности, согласно ч. 4 ст. 92 Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что сведения о лицах, которые участвуют в оказании медицинских услуг, и о лицах, которым оказываются медицинские услуги, относятся к информации ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, нормы Федерального закона № 152-ФЗ и Федерального закона № 323-ФЗ корреспондируют друг другу и обеспечивают реализацию принципа взаимодополнительности с биоэтическими правилами неприкосновенности частной жизни и конфиденциальности.

Далее следует раскрыть содержание понятия «информационные системы». В Федеральном законе № 323-ФЗ используется словосочетание «информационные системы», что нацеливает на создание различных баз данных. При этом законодатель не упоминает о коммуникационной составляющей ИКТ, очевидно, имплицитно её, подразумевая, поскольку любые информационные системы многофункциональны.

Так, в приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 апреля 2011г. №364 «Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» в разделе 6.2, посвященном сегменту прикладных компонентов единого информационного пространства в здравоохранении отмечено, что, с точки зрения автоматизируемых функций, прикладные информационные системы подразделяются на транзакционные, управленческие и справочные.

Транзакционные системы обеспечивают формирование первичной информации о деятельности медицинских и фармацевтических организаций, а также автоматизацию информационного обмена как внутри медицинских и фармацевтических организаций, так и между ними. К транзакционным системам, в частности, относятся системы группового профессионального общения для медицинского и фармацевтического персонала и студентов медицинских и фармацевтических средних специальных и высших учебных заведений. Ясно, что даже в полностью автоматизированных транзакционных системах превалирует коммуникационная составляющая ИКТ [8].

Стремление к эффективной коммуникации в среде потребителей товаров, работ и услуг проявляется, в частности, в создании рекомендательных систем, среди которых различают следующие виды:

Особо следует остановиться на коллаборативной фильтрации. Этот термин предложен Д. Голдбергом и соавторами из калифорнийского исследовательского центра Xerox PARC. Коллаборативная фильтрация позволяет производить прогноз оценок пользователя информационных систем, основываясь на оценках других пользователей. Это помог ает людям в анализе больших информационных массивов в интересующей их сфере и облегчает осознанный потребительский выбор [10].

А. Долгин (2010) верно подчеркивает, что коллаборативная фильтрация придает коллективной обработке информации принципиально новое качество. Каждый апробирует что-то свое, а с помощью коллаборативных алгоритмов индивидуальный опыт идет в копилку множества людей, освобождая их от ненужных проб и ошибок [2].

Важно заметить, что элементы рекомендательных информационных систем использованы в Методических рекомендациях по проведению независимой оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 31 октября 2013 г. № 810а «Об организации работы по формированию независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения». Вопрос 12 анкеты по анализу удовлетворенности качеством предоставления медицинских услуг в амбулаторных условиях (Приложение № 2 к Методическим рекомендациям) сформулирован следующим образом: «Рекомендовали бы Вы данную медицинскую организацию Вашим друзьям и родственникам?».

 

Заключение

Таким образом, в настоящее время созданы этические и юридические предпосылки для реализации ИКТ, в которых гармонично сочетаются их информационные и коммуникационные элементы.

 

Список литературы

  1. Вольтон Д. Информация не значит коммуникация. Пер. с фр. Н.Н. Цветковой. Отв. ред. К.Г. Сальберг-Вачнадзе. Авт. послесл. президент факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова проф. Я.Н. Засурский. Москва, ПОЛПРЕД Справочники, II издание, 2011. – 34 с.
  2. Долгин А. Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка. - М.: «АСТ», 2010. - 256 с.
  3. Лепский В.Е. Рефлексивно-активные среды инновационного развития. - М.: Изд-во «Когито-Центр», 2010. - 280 с.
  4. Уэйнбергер Д. Машина для предсказания будущего //В мире науки, 2012. - № 2. - С. 14-20
  5. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». URL: http://base.garant.ru/12148567/. (дата обращения 08.09.2014).
  6. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/12180688/. (дата обращения 08.09.2014).
  7. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru /12191967. (дата обращения 08.09.2014).
  8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 апреля 2011г. №364 «Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/4092541 . (дата обращения 08.09.2014).
  9. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 октября 2013 г. № 810а «Об организации работы по формированию независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70405434/. (дата обращения 08.09.2014).
  10. Goldberg D., Nichols D., Oki B.M., Terry D. Using collaborative filtering to weave an information tapestry //Communications of ACM, 1992, vol. 35, no. 12, pp. 61-70.

 

Рецензенты:

Суслин С.А., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики и управления здравоохранением ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ», г.Самара; Чертухина О.Б., д.м.н, профессор, заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ИПО ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ», г.Самара.

 

Источник: «Современные проблемы науки и образования»  

 
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться (либо зарегистрироваться)

Комментарии

  • Комментариев пока нет