Анализ потребительских реакций г.Алматы на информацию о содержании генетических модифицированных организмов в пищевых продуктах
Категория: Экология и патология

Авторы: А.Б. Бердыгалиев, Г. Хасенова, Е.Ю. Ушанская, М.С. Кайнарбаева, Ж.Б. Рыстыгулова

 

Актуальность

Несмотря на позитивные изменения в медико-демографической ситуации и укреплении здоровья населения возрастает производство импорт и потребление пищевых продуктов. По причине процессов глобализации, наряду с производством и потреблением натуральных продуктов, возрастает потребление генетически модифицированных продуктов[4].

В соответствии с этим, кроме решения первостепенных задач проблемы контроля качества и безопасности пищевых продуктов в республике требуется изучить потребительскую реакцию населения на наличие в продуктах питания генетически модифицированных объектов и на наличие их маркировки[5].

 

Цель

Изучить потребительскую реакцию жителей города Алматы на наличие в этикетках пищевых продуктов сведений о содержании генетически модифицированных объектов.

 

Материалы и методы

Для выборки репрезентативной для города Алматы использованы данные 3000 домохозяйств (с доброжелательным отношением к интервьюерам) предоставленных Департаментом статистики г. Алматы. На основе опроса доступных для контакта 3000 домохозяйств Департамент статистики г. Алматы периодический проводит различные опросы общественного мнения репрезентативные для г. Алматы. Из списочного состава жильцов в указанных домовладениях методом случайной выборки произведен отбор 3736 респондентов для интервью в возрасте от 15 до 60 лет.

 

Ключевые тезисы

1. Количество опрошенных респондентов в зависимости от национальности и пола.

2. Источником информации о ГМО для женщин и мужчин служили преимущественно медицинские работники (56,7% и 50,8%, соответственно) и ТВ (52,8% и 57,4%, соответственно).

 

3. К получаемой ими информации о здоровом питании люди в наибольшем проценте случаев доверяли медицинским работникам (71%), затем следовали ТВ (36%), газеты, журналы и радио (6,6%), листовки, брошюры и специальная литература (3,7%), интернет (3,5%) и учителя в школе (1,8%).

4. Как видно из графика, лишь 71,7% женщин и 16,1% мужчин проявляют интерес к составу покупаемых пищевых продуктов и содержанию в нем информации о ГМО.

 

5. Относительное количество респондентов владеющих какими –либо сведениями о вредном влиянии ГМО.

 

6. Как и следовало ожидать, среди женщин 73,9% были готовы приобрести продукт содержащий ГМО по сниженной стоимости. Приобрести продукты содержащие ГМО по стоимости на 30-50% дешевле изъявили желание 62,3% мужчин.

 

Заключение

 

Список литературы

  1. Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей» от 4 мая 2010 года № 274-IV ЗРК
  2. Государственная Программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Салауатты Қазақстан» на 2011-2015 годы, от 29 ноября 2010 года, Послание президента № 1113
  3. Т. Ш.Шарманов. «Алматы в новом тысячелетии человеческого развития» Изд.4-ое доп. Перераб. // Казахская Академия питания. - Алматы - Вашингтон – Женева: 2013. - С. 136.
  4. Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и система здравоохранения» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.04.2012 г.)
  5. Шарманов Торегельды «Питание – важнейший фактор здоровья человека». - Алматы: 2010. – С. 423-454.
  6. Техничесий регламент таможнного союза ТР ТС021/2011 «О безопасности пищевой продукции» Утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880
  7. Закон РК от 8 апреля 2004 года № 543-II. «О качестве и безопасности пищевых продуктов»

 

Полная версия статьи: «Вестник КазНМУ», 2015 №1

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться (либо зарегистрироваться)

Комментарии

  • Комментариев пока нет