Электронный журнал "Архитектура здоровья"
Категория: Экономика и мышление

Автор: Е.А. Рыбкина

 

Феномен Кремниевой долины в книге Эрве Лебре «Стартапы. Чему мы ещё можем поучиться у Кремниевой долины» предопределяется эпиграфом к предисловию книги «Ничто великое в этом мире не было создано без страсти». Страсть зарождается в людях, в сочетании амбиций и уверенности в себе. Следовательно, главным феноменом Кремниевой долины, являются люди и среда, в которой они взаимодействуют, культивируя в себе эту страсть.

 

Уроки Кремниевой долины

- необходимо создавать оптимальные условия для реализации амбиций уверенных в себе людей (зачастую, молодых и энергичных). Основателю корпорации Dell было 19 лет, а средний возраст основателей 13 крупнейших американских концернов в период стартапа составлял всего лишь 27,5 лет, тогда как в Европе — 33,5. Европейцы в среднем на 5-10 лет позже приходят к мысли завести собственный бизнес, чем американцы, предпочитая сначала поработать в стабильно работающей компании. Амбиции молодости, сталкиваясь с условиями экономического уклада Европы, вытесняют наиболее честолюбивых в Америку, а те, что остаются, вынуждены умерить «инновационный задор». В результате средняя капитализация 10 инновационных компаний-лидеров Америки и Европы в 2006 году отличалась на порядок: $97 млрд. в США и $9 млрд. в Европе.

- рекомендуется привлекать людей (гениев), способных трансформировать идею и технологию в конечный продукт. При этом помнить, что гений – это 10% вдохновения и 90% усердия.

- необходимо исключать или минимизировать компромиссы, особенно в вопросах подбора персонала на открытые вакансии. В отрасли, где постоянно ощущается прессинг времени, любой игрок всегда ищет наилучшего партнёра. Репутации создаются стремительно, и поиск лучших из талантливых не прекращается, будь то сотрудники, партнёры, подрядчики или поставщики услуг.

- требуется обеспечивать взаимосвязь и взаимозависимость профессионалов: профессора высших учебных заведений (профессионалы в своём научном направлении, имеющие связи) + студенты (предприниматели, не имеющие глубоких научных познаний и связей, но предприимчивы) + венчурные фонды (капитал).

- необходимо формировать и давать возможность самостоятельно формироваться мини-командам, в идеале состоящим из 3 человек. Оптимальное число основателей в компаниях Америки и Европы, ставших сегодня гигантами, примерно равно — 2,5 и 2,77 человека соответственно. Особенно успешны венчурные капиталисты, являющиеся профессиональными инвесторами, в найме и создании команд! Интересно: Googleформирует команду, нанимая людей, исходя из их потенциала, и далеко не всегда – на конкретный проект или позицию.

- рекомендуется давать возможность каждому сотруднику использовать 20% своего рабочего времени на выбранный самостоятельно проект. Такая свобода творчества не только помогает добиваться успеха, но и делает компанию более привлекательной для сотрудников. Эти послабления нацелены на повышение мотивации и повышение производительности труда.

 

Стартапы: опыт Стэнфордского университета

Стартап (startup- в пер. с англ. «запуск») – компания, которая родилась из идеи и обладает потенциалом превратиться в крупную компанию.

Спин – офф (spinoff– в пер. с англ. «выйти из штопора, развиваться») – стартап, созданный на основе идеи, полученной в рамках уже существующей организации, будь то университет или иначе структура.

Распределение акционерного капитала в Стэндфордском университет происходит по определённым правилам. В обмен на финансирование исследований, защиту и поддержку аспирантов на начальном этапе создания компании университету причитается доля в новом проекте. Стартап получает лицензию на право эксклюзивного использования технологии  и связанных с ней программных продуктов. Университетская доля составляет 3-5% от акций стартапа на момент создания и может быть защищена соглашением о неразмывании доли до проведения первого раунда финансирования. В соглашении с университетом также могут быть предусмотрены роялти в пользу Стэнфорда от будущих продаж.

Участники проекта:

1. Профессор (консультант + связи). Для реализации стартапа приглашается профессор, которому даётся 1-2 года академического отпуска для развития идеи, чтобы увеличить шансы проекта на успех. Далее он возвращается в вуз.

2. Аспирант (студент).

3. Университет.

Оценка и распределение долей происходит, исходя из коэффициента полезного участия в проекте. Пример такого распределения представлен в таблице 1.

Таблица 1. Оценка и распределение долей акционерного капитала

 

Далее при 2 и 3 раундах финансирования (привлечении венчурных фондов) происходит размывание долей акционерного капитала.

Участие в акционерном капитале стартапов для Стэндфордского университета обусловлено, в первую очередь, созданием новых рабочих мест, ценных продуктов, что, в свою очередь, делает Кремниевую долину ещё более известной. В подтверждение цифры:  Googleпринесла Стэндфордскому университете $336 млн. за 20 лет (срок жизни патента), что составляет менее $20 млн. в год. Годовой бюджет Стэнфорда в 100 раз больше. И, как правило, изобретения, сделанные в Стэнфорде, приносят самому кампусу гораздо меньше денег.

В заключение представлю высказывание Пола Грэма в статье «Как стать Кремниевой долиной?». Для создания технологического центра необходимо два типа людей:  богачи и «ботаники». Не добавляйте никакой бюрократии, не добавляйте «бетон». Чтобы привлечь и удержать достаточное количество «ботаников», нужно большое и приятное пространство. Хороший вариант – университет. Но это не должен быть «какой-то» университет, это должен быть самый лучший университет. Университет должен иметь уникальный имидж и обладать творческим потенциалом. Атмосфера должна быть творческой не только в кампусе, но и в окрестностях, чтобы всем «ингредиентам» было комфортно в этом пространстве. Они должны быть свежими, то есть молодыми и энергичными. Молодые и энергичные люди – основатели стартапов.

Затем все «ингредиенты» нужно надолго поместить в духовку. Духовка не должна быть слишком горячей, чтобы не погибло желание, а затем температуру нужно постепенно повышать, чтобы поддерживать энтузиазм. Для этого необходим мягкий, комфортный климат. Если все условия будут соблюдены, должен получиться интересный результат.

 

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться (либо зарегистрироваться)

Комментарии

  • Комментариев пока нет