Архитектура является самым массовым видом искусства, влияющим на психику людей. Это влияние можно сознательно создавать в соответствии с теми задачами, которые ставит перед собой архитектор. В этой связи в статье описывается опыт создания зданий, выражающих в своем облике разные архитектурные концепции, и говорится о том, что этот опыт может быть распространен на практику архитектурного проектирования медицинских учреждений.
Как известно, архитектура является самым массовым видом искусства. Создавая городскую среду, в пределах которой постоянно обитают миллионы людей, она независимо от их личных эстетических вкусов и пристрастий, постоянно влияет на менталитет всего общества как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. Подсознательные влияния определяются тем обстоятельством, что формы, цвета, декор и многие другие элементы зданий связаны с образными системами, не только с образами личной памяти каждого человека, но и с образами, которые согласно терминологии К.Юнга называют образами коллективного бессознательного. Эти образы могут создавать в людях самые разные настроения и стремления, поэтому архитектура разных стран и городов неизбежно сказывается на коллективных настроениях и стремлениях их жителей, возникающих в людях как бы спонтанно. На самом же деле спонтанность может быть здесь просто результатом многолетних (а иногда даже многовековых) влияний архитектурной среды на многие поколения людей, которые постоянно взаимодействуют с этой средой. Влияние этой среды иногда образно называют «духом города» или «духом места». В одних случаях это влияние может быть положительным, а в других случаях негативным.
Из этого следует логический вывод, что и «дух города», и «дух места» вовсе не обязательно должны возникать в ходе естественного исторического развития человеческих поселений. Во многих случаях они могут активно формироваться архитекторами в соответствии с теми задачами, которые они ставят перед собой как при создании отдельных зданий, так и целых архитектурных комплексов. При этом их представления о том, в каком направлении следует формировать сознание общества с помощью средств архитектуры, могут существенно различаться. В сущности, в данном случае мы сталкиваемся с извечной проблемой добра и зла, которые с помощью искусства внедряются в психические миры людей и формируют в них те или иные особенности. Сталкиваемся мы в этом случае и с проблемой исторической преемственности архитектуры и прав творцов архитектурных произведений на эксперименты с сознанием многих миллионов людей.
Проблемы эти не решены и вряд ли будут окончательно решены в ближайшем будущем.
В данном сообщении мы хотим ознакомить читателей с несколькими особыми постройками, связанными с сознательным стремлением формировать менталитет людей средствами архитектуры.
Все сказанное в полной мере применимо и к особенностям архитектурной среды, которую создают в населенных пунктах медицинские учреждения. Но в сфере строительства медицинских учреждений вряд ли можно ожидать радикальных архитектурных экспериментов. Ведь эти учреждения предназначены для людей, у которых адаптационные механизмы психики могут быть ослаблены по причине их заболеваний. Поэтому, если в деле строительства медицинских учреждений и допустимы новшества, они все же должны возникать на фундаменте прежних традиций и по возможности не вызывать в людях ощущений тревоги и незащищенности.
Но в сфере строительства других зданий и архитектурных комплексов общественного назначения радикальные архитектурные решения часто присутствуют. В конечном счете, удачи таких экспериментов могут приводить к тому, что они начинают тиражироваться в многочисленных вариантах самых разных городских построек, к числу которых могут относиться и медицинские учреждения.
Центр социальной справедливости в штате Мичиган
Архитектор оказывает серьезное влияние на формирование социальных устоев общества, уверены в студии Gang Architects. Свое видение ситуации Джин Гэнг и ее коллеги раскрыли в проекте Центра социальной справедливости в штате Мичиган.
Благотворительный фонд Arcus осуществляет по всему миру правозащитные программы, направленные на поддержку людей, чьи права нарушаются по принципу расы, гендерной идентификации и т.д. Один из таких проектов – образовательный Центр социальной справедливости в небольшом городе Каламазу в штате Мичиган – обошелся фонду примерно в 5 млн. долл. Его задача – готовить будущих и поддерживать нынешних лидеров движения за социальную справедливость.
Одноэтажное здание Центра площадью около 930 м2 имеет любопытную трехлопастную форму, напоминающую букву Y. Каждую лопасть завершает полностью застекленный фасад, выходящий соответственно на жилой микрорайон, кампус колледжа Каламазу (именно здесь учился патрон фонда Arcus Йон Страйкер) или рощу. В результате, не слишком приметная постройка связывает три важнейшие для структуры города зоны.
Торцевые фасады связаны вогнутыми стенами, образующими вокруг здания гостеприимные площадки. Металлические конструкции этих стен заполнены поперечными спилами бревен: эту забытую технику строительства архитекторы возродили специально для своего проекта. Довольно декоративное решение преследовало сразу несколько целей: во-первых, получившаяся фактура вступает в диалог с кирпичом исторических корпусов колледжа, построенных в георгианском стиле; во-вторых, оно связывает центр с рощей по соседству; и в-третьих, как и любая деревянная постройка, здание уменьшает выброс углекислого газа в воздух, неизбежный при естественной смерти и гниении дерева в природе (проект претендует на престижный экологический сертификат LEED Gold). Довершают образ небольшие окна-иллюминаторы, создающие в вечернее время затейливую подсветку.
Внутреннее пространство здания максимально нейтрально по своему оформлению и совсем не похоже на привычные образцы образовательных и общественных центров. Скорее, это большая уютная гостиная с кухней и немного углубленной каминной зоной в центре. Открытый, гостеприимный интерьер, по мнению архитекторов, как нельзя лучше отвечает целям фонда. Преподаватели, студенты, общественные деятели будут собираться здесь, чтобы в неформальной, расслабленной обстановке обсудить: как же сделать мир более справедливым.
Инновационный центр в Мексике
Специалисты из бюро Grupo Arkhos разработали инновационный центр в мексиканском технологическом парке в Монтеррее, где проводятся исследования в области строительных услуг по аэронавтике и автомобильного дизайна.
Главным пожеланием клиента было, чтобы здание отражало новаторский и инновационный дизайн. Другим важным аспектом проектирования стала приверженность к устойчивому развитию и уважение к окружающей среде.
Вдохновленные агрессивными и резкими линиями, используемыми в дизайне спортивных автомобилей, архитекторы создали здание с граненой геометрией, которая выделяется на фоне пустынного мексиканского пейзажа.
На крыше постройки устроен один из самых больших садов в Мексике, который орошается очищенными сточными водами.
Конструкция позволяет привнести в офисы и лаборатории много дневного света, чтобы большую часть дня работать без искусственного освещения, а солнечные панели производят достаточно электричества, чтобы осветить помещения в темное время суток.
Источник: журнал «Городская архитектура. Градостроительство», №1 (73) январь 2015