Авторы: Казорина Ж.А., Щеголютин А.А.
Актуальность
Проблематику общественной жизни под определенным углом зрения охватывает социология культуры. Социология культуры – наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами применительно к конкретно-историческим ситуациям. Проанализированы реперные точки данной проблематики. Показана связь сохранения культурных ценностей с воспитанием в подрастающем поколении важных качеств личности: патриотизма, уважения к прошлому, гордости за деяния предков.
Цель
Рассмотреть актуальную проблему современности, связанную с сохранением культурных ценностей, исторического наследия, а так же проследить культурное развитие человека через призму эпох.
Материалы и методы
Для изучения феномена культуры нами было проведено социологическое исследование методом анкетирования. Объектом исследования выступает феномен культуры. Предмет исследования – отношение студентов к культурным ценностям как важной составляющей жизни общества. Анкетирование прошло 42 респондента – студенты Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.
Ключевые тезисы
- Отечественные исследователи, выделяют ряд подходов, классифицирующих культуру как важный элемент жизни общества: аксиологический (ценностный), структуралистический, гуманитарный, семиотический, социологический и деятельный подходы.
- «Социокультурная адаптация личности» –процесс и результат приспособления человека к условиям новой социокультурной среды, оказывающий влияние на формирование личности.
- Историю развития социальной культуры разделяют на конкретные этапы: Первобытные сообщества; Племена; Аграрные цивилизации; Индустриальный период; Постиндустриальный период.
- Единого термина для определения культурного наследия не существует, но чаще всего оно трактуется как знания, накопленные и приумноженные человечеством на протяжении столетий.
- Новейшее время-переломная эпоха для развития культуры, знаменующееся равноправием и свободой, что позволило заниматься тем видом деятельности, который был интересен человеку.
- В результате исследования на вопрос: «Какое качество, по вашему мнению, в большей мере позиционирует человека как культурную личность?», 43% (18 чел.) ответило высоконравность; 36% (15 чел.) –образованность; 14% (6 чел.) –толерантность; 7% (3 чел.).
Заключение
«Культура – тот конечный фрагмент лишенной смысла мировой бесконечности, который с точки зрения человека обладает смыслом и значением». Так М. Вебер трактовал значение культуры. С точки зрения вселенной культуры нет, но она начинается с человека, с его внутреннего мира. Видеть прекрасное в простых вещах, наполнять их смыслом жизни – это фундамент культуры. Невозможно понять человеческое общество, если не понять культуру человека.
Литература
- Голенкова О.В. Использование методов социологического исследования как технологии практикоориентированного обучения // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 8(54). С. 178-186.
- Голенкова О.В. Педагогические методы обучения трудотерапии как механизма реализации потенциала социоприродного окружения в процессе социализации инвалидов // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 8(54). С. 145-152.
- Гостенина В.И. Корпоративная культура как управленческая технология формирования идентичности персонала / В.И. Гостенина, Ж.А. Казорина, А.С. Новиков // Среднерусский вестник общественных наук. 2021. Т. 16. № 4. С. 42-57.
- Гостенина В.И. Управленческие факторы формирования статуса региона (на примере Брянской области) / В.И. Гостенина, А.Г. Киселев, С.А. Шилина // Власть. 2013. № 2. С. 082-085. 5. Епремян Т.В. Дискурсивные технологии управления. Учебник для бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Социология». Брянск: РИСО БГУ, 2022. 258 с.
Полная версия статьи: журнал Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2023, №1(29); DOI 10.22281/2542-1697-2023-02-01-53-61