Автор: А.А. Гук
Актуальность
Цель настоящего исследования заключалась в том, чтобы выявить общую мозаичную картину функционирования современного фотоискусства как совокупности творческих стратегий и субкультур, основанных на преимущественном использовании определенной художественной методологии. Каждый тип визуальности образует свою автономную структуру, состоящую из специфически ориентированных творческих субъектов, использующих особую технологическую систему и художественную методологию, а также свои способы коммуникации со зрительской аудиторией.
Цель
Выявить общую мозаичную картину функционирования современного фотоискусства как совокупности творческих стратегий и субкультур, основанных на преимущественном использовании определенной художественной методологии.
Материалы и методы
Были задействованы историко-генетический, структурно-функциональный и типологический методы исследования.
Ключевые тезисы
- Метод систематизации явлений предполагает деление картин на виды по определенным критериям или признакам, единство, базирующееся на общности использования творческого метода или стратегии.
- Типологический подход - направление фотографии, ориентированное на «собирание» фотографического образа из фрагментов реальности, зафиксированных фотосъемкой отдельно и в разное время.
- Визуально-стилистическая стратегия направлена на преодолении документальной природы фотоизображения, придания ему внешних признаков, которые сближают фотографию с традиционным изобразительным искусством и превращают ее в «подобие» живописных полотен.
- Репортажная стратегия - тип фотоискусства, в котором заключен метод репортажного отображения многообразных жизненных реалий в результате тесного взаимодействия фотографа с реальностью и его мгновенной реакции (фиксации) на уникальные проявления повседневной жизни, представленные в эстетически преобразованном виде.
- Актуальное фотоискусство имеет три оппозиции: суть первой касается понятия автора и авторства, для второй оппозиции характерно особое отношение художника к процессу своего творчества, третья оппозиция представляет произведения как результата воплощения творческого процесса.
- Глубинная сущность сосуществования различных фотографических субкультур - своеобразный «защитный механизм» культурного существования фотографии, которая актуализировала мозаику своих творческих стратегий в направлении искусства и художественности.
Заключение
Традиционные формы фотоискусства обеспечивают устойчивость, нормативность, нарративность его произведений, тогда как предназначение актуального фотоискусства – способствовать расширению его границ, формированию новых ценностных критериев, новых способов художественной коммуникации. Их отношения не являются антагонистическими, а скорее диалектическими, построенными на принципах взаимного обогащения.
Литература
- Абросимова Н. В. Понятие фотографии и факторы создания художественного фотообраза // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. Т. 2. № 1. С. 215–224.
- Ададуров В. А. Проблемы художественной формы в фотографическом искусстве на современном этапе // Орловский государственный институт культуры как фундаментальный центр сохранения и развития отечественной культуры. Материалы Международной научно-практической конференции. Орел: ОГИК, 2017. С. 211–215.
- Буланая Ю. В. Искусство фото-портретного изображения: опыт социально-философского осмысления / Философия творчества: теоретико-методологические и практические аспекты. Москва: Архонт, 2021. С. 239– 261.
- Еремеев Р. О. Фотография: между документом и художественным творчеством // Философия времени: онтологические начала и ценностные дискурсы. Сборник материалов Всероссийской конференции. Саратов: КУБиК, 2017. С. 213–218.
- Ерохина В. Ю., Мутавчи Е. П. Мобилография, как новый жанр фотоискусства // Туристско-рекреационный потенциал и особенности развития туризма и сервиса. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Калининград: БФУ, 2019. С. 258–262.
Полная версия статьи: журнал Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2023. №3 (113). С. 51-58. http://doi.org/10.24412/1997-0803-2023-3113-51-58