Автор: Садикова М.А.
Актуальность
Корпоративная культура способствует долгосрочному развитию и повышению эффективности управления предприятием, а также определяет миссию и долгосрочные стратегии компании. В настоящее время в мире наряду с современными моделями корпоративного управления изучаются особенности корпоративной культуры как отдельной сферы.
Цель
Проанализировать современные модели корпоративной культуры и некоторые их аспекты в масштабах страны и компании.
Материалы и методы
При сборе информации для этой статьи были проведены обзоры литературы по академическим журналам и научным статьям. Поиск осуществлялся по ключевым словам: корпоративная культура, модель корпоративного управления, компания, Англосаксонская модель, японская модель, европейская модель.
Ключевые тезисы
- Выделяют три основные модели корпоративной культуры: англо-американская (англосаксонская), немецкая или западноевропейская, а также японская модели.
- Англо-американской (англосаксонской) модели корпоративная культура направлена на развитие личности сотрудников. Цель программ-избавиться от однообразия и бессмысленности труда и перейти на работу, отвечающую требованиям высокоразвитой личности.
- В западноевропейской модели приветствуется формальное и неформальное общение, наличие собственных личностных качеств, в общении между коллегами, однако высоко ценится субординация.
- Цели японской модели - повышение уровня жизни работников за счет обеспечения пожизненной занятости, стабильности и принципа выравнивания заработной платы работников.
- При формировании модели корпоративной культуры учитываются национально-культурные аспекты, менталитет, а также государственные законодательства и идеологии страны.
- Модель Узбекистана рассматривается как временное явление, позволяющее компании выполнять индивидуальные задачи и защищать их.
Заключение
Корпоративная культура является неотъемлемой частью жизни компании и оказывает значительное влияние на ее эффективность. Осознавая это, сегодня руководство компаний стремится создать сильную корпоративную культуру, основанную на ином, чем раньше, понимании личности и ее роли в системе общественного разделения труда.
Литература
- M.A. Sadikova, M.G. Umarxodjayeva, N.I. Akramova, and A.R. Yusupov – “The transformation of organizational culture to corporate culture in joint stock companies”- E3S Web of Conferences 401, 03055 (2023) CONMECHYDRO – 2023(Scopus)
- Deal T. E. and Kennedy, A. A. (1982, 2000) Corporate Cultures: The Rites and Rituals of Corporate Life, Harmondsworth, Penguin Books, 1982; reissue Perseus Books;2000. P.17- 40. 10.
- Шейн Э. Корпоративная культура и лидерство. – СПб: Питер, 2011. 248
- Смирнов Э. А. Основы теории организации М.: ЮНИТИ, 2008. 211 с.
- Insights, Hofstede. “National cultures”. hi.hofstede-insights.com. Retrieved 28 February 2022.
Полная версия статьи: Садикова М.А. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЕЙ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ // Экономика и социум. 2024. №1 (116). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sovremennyh-modeley-korporativnoy-kultury (дата обращения: 13.09.2024).