Автор: Ахмеров Н.У.
Эта психологическая реакция состоит в том, что при стрессовых ситуациях у человека возникает настоятельное желание поглощать пищу. На людей пища вообще оказывает успокаивающее действие. Но у людей с указанной особенностью психики процесс еды становится главным и преобладающим в их жизни способом борьбы со стрессом. Оказавшись в неспокойной обстановке, эти люди начинают много есть, в результате чего у них возникает ожирение. Лечить такое ожирение можно только в условиях снижения стрессовой напряженности.
При этом, нередко диетические ограничения, которые предписывает врач, тоже могут становится для таких больных источниками стрессовой напряженности. Поэтому, их потребность получать успокоение путем еды при таких ограничениях только возрастает. В результате, больные быстро бросают все ограничивающие их диеты и вновь начинают неумеренно есть, чтобы справиться со стрессом.
Ожирение, которое при этом возникает, само по себе является для их организмов противострессовым фактором. Дело в том, что жировая ткань обладает способностью связывать, депонировать и преобразовывать в себе многие медиаторные, гормональные и гормоноподобные вещества, значительная часть которых выделяется в кровь во время стресса и на биохимическом уровне поддерживает стрессовые состояния. Соответственно, большие количества жировой ткани способствуют тому, чтобы уровень стрессовых биохимических агентов не превышал допустимых границ и быстро возвращался к норме.
Кроме того, в психосоматическом плане человек, который окружен во всех сторон жировыми массами, имеет большие размеры тела ( в животном мире это свойственно доминантным особям) и, как бы дополнительную оболочку, словно ограждающую его от окружающего мира. Эти особенности восприятия человеком своего тела также оказывают успокаивающее действие.
Считается, что истоки гиперфагической реакции на стресс находятся в сфере первичного младенческого опыта. Как и все детеныши млекопитающих, младенец чувствует себя наиболее защищенным во время кормления материнской грудью. Все проявления его страхов, тревог и беспокойств мать обычно успокаивает путем грудного кормления. В результате в психике ребенка формируется устойчивая связь между едой и исчезновением любого стрессового переживания. Если в последующей жизни у человека оказываются недостаточно сформированными другие психологические механизмы противодействий стрессам, еда может стать для него единственным способом успокоения.
Таким образом, гиперфагическая реакция на стресс может быть охарактеризована в качестве одного из проявлений задержанного онтогенеза человеческой психики, в качестве своего рода частичного инфантилизма в сфере психических противострессовых механизмов.