Авторы: И.Б. Сиваченко, А.Е. Ловягина, Д.С. Медведев
Актуальность
Исследования, направленные на изучение стресса у человека, предполагают создание моделей воздействия стрессогенными факторами, среди которых наиболее известны: проба «падение с колен» (предложенная для профессионального отбора летчиков); метод стрессирования с помощью АПК «Реакор» (повышение устойчивости к стрессу, выработка навыков саморегуляции), модель информационной нагрузки (использованная в лабораторных экспериментах у тревожных детей) и стрессирования «СИГНАЛ» (текстовые фрагменты с нейтральным и специфическим стрессогенным содержанием) [2–5]. Указанные модели стресс-тестирования имеют ограниченную область применения и не всегда позволяют достоверно подтвердить стимулируемый уровень эмоционального напряжения. В связи с этим, является актуальной разработка модели воздействия стрессогенными факторами, позволяющая надежно оценить динамику эмоционального напряжения.
Цель
Разработка и апробация модели воздействия стрессогенными факторами с одновременной оценкой физиологических реакций – коррелятов уровня эмоционального напряжения.
Материалы и методы
Всего в исследовании приняло участие 90 человек (мужчины в возрасте 20–30 лет), разделённые на две группы: основная группа – испытуемые – 60 человек, группа контроля – 30 человек. Деление проводилось методом случайного выбора.
Модель стресса включала решение сложной задачи, требующей интеллектуальной активности в условиях дефицита времени, помех и высокой мотивационной значимости. Ситуация предполагала выполнение теста Горбова–Шульте [14] (по таблицам 7*7 квадратов). В инструкции при прохождении теста делался особый акцент на скорость выполнения, и, в качестве первостепенной задачи, указывалось максимально быстрое выполнение поставленных заданий. Каждый испытуемый был предупреждён, что на основании результатов тестирования будет сформирован рейтинг участников тестирования.
Всего было выделено 7 этапов тестирования:
В результате прохождения теста оценивались следующие динамические изменения показателей функционального состояния испытуемых: частота сердечных сокращений (ЧСС), электрическая активность кожи (КПр), состояние сосудистого тонуса и кровотока в сосудах мелкого калибра, оцениваемое с помощью фотоплетизмографии (ФПГ).
Ключевые тезисы
1. В ходе тестирования испытуемые основной группы проявляли следующие признаки состояния эмоционального напряжения, доступные наблюдению: были физически напряжены, в ряде случаев выражена дрожь в руках, совершались резкие движения, наблюдались невнимательность и отсутствие собранности при выполнении заданий. После тестирования испытуемые характеризовали своё состояние как взволнованное.
2. В результате проведённых исследований были получены значения регистрируемых показателей. Все значения по группам не удовлетворяют нормальному распределению (Shapiro-Wilknormality test), поэтому использовались непараметрические критерии Манна–Уитни и Вилкоксона.
3. Динамика изменения показателей сосудистого тонуса и кровенаполнения сосудов:
*Жирным шрифтом выделены достоверные (критерий Манна–Уитни) различия значений показателя междугруппами, p < 0,05.
4. Динамика электрической активности кожи в моделируемых условиях воздействия:
5. ЧСС в группах наблюдения значительно менялась в процессе выполнения методики:
Заключение
Результаты исследования динамики физиологических показателей воздействия стрессогенными факторами позволяют выделить ключевые, наиболее значимые этапы процедуры тестирования с помощью методики «Красночерные таблицы Горбова–Шульте» в контексте формирования условий воздействия стрессогенными факторами. Этими этапами являются: 1-й – поиск красных цифр и 2-й – попеременный поиск красных и чёрных цифр.
Таким образом, выбранная и опробованная модель воздействия стрессогенными факторами, в основе которой лежит решение сложной задачи в условиях дефицита времени, помех и высокой мотивационной значимости, позволяет оценить индивидуальные физиологические реакции, характеризующие уровень эмоционального напряжения.
Список литературы
- Климов А.С., Булка А.П., Булка К.А. Общие закономерности психофизиологических реакций организма на воздействие дозированных стрессорных факторов. Психофизиология профессионального здоровья человека: материалы IV всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 15-летию кафедры военной психофизиологии. 2012: 212-8. (город?)
- Алексеев А.В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте. Изд. 5-е, перераб. и доп. Ростов на Дону: Феникс, 2006: 352.
- Джабраилов А.Н., Горгошидзе Л.З. Биологическая обратная связь как метод оптимизации функционального состояния при психоэмоциональном стрессе. Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2016; 31(1): 108-15.
- Полянская Н.В., Чернова М.Б., Герасимов М.М. Влияние острой физической нагрузки различной интенсивности на психологические аспекты функционального состояния детей в критический период адаптации к школе. Москва: ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования». М.: 2015: 62-9.
- Фокина А.С., Евдокимов А.Г., Бубнова А.Е., Казанцева Н.Н. Применение стандартной эмоциогенной пробы для оценки вегетативной реактивности лиц с различной стресс-устойчивостью. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. 2009; 4: 534-38.
- Алексеева Е.А., Шанталова Н.Л., Петунова А.Н., Иванова И.К. Оценка функционального состояния организма студентов в период экзаменационного стресса. Вестник Бурятского государственного университета. Медицина и фармация. 2010; 12: 108-13.
- Булгакова О.С. Динамики психофизиологических параметров при профессиональных стрессогенных нагрузках у медиков. Дисс. … канд. пед. наук. Санкт- Петербург; 2009: 151.
- Горбунов Р.В. Комплексная оценка функционального состояния организма при психоэмоциональном стрессе. Кубанский научный медицинский вестник. 2006; 9: 59-63.
- Гулин А.В., Шутова С.В. Влияние экзаменационного стресса на гормональные, вегетативные, нейрофизиологические и психоэмоциональные параметры функционального состояния организма студентов. Вестник Авиценны. 2015; 1(62): 93-9.
- Димитриев Д.А., Саперова Е.В., Карпенко Ю.Д., Зотов А.Н. Применение метода анализа вариабельности сердечного ритма с использованием графика Пуанкаре для оценки функционального состояния вегетативной нервной системы в период эмоционального стресса. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2012; 4(76): 64-8.
- Двоеносов В.Г. Особенности функционального и психологического состояния студентов с различным вегетативным тонусом в условиях экзаменационного стресса. Ученые записки Казанского государственного университета. Серия: Естественные науки. 2009; 151(3): 255-65.
- Илюхин Н.Е., Краснощекова В.Н., Русин М.Н. Физи-ологические показатели функционального состояния оперативного персонала как предикторы формирования рабочего стресса. Медицина труда и промышленная экология. 2011; 9: 27-30.
- Мельникова И.Е. Адаптация детей и подростков в условиях эмоционального стресса. Гуманитарный вектор. Чита: Изд. Забайкальский государственный университет. 2013; 1(33): 138-44.
- Методические рекомендации к аппаратно-программному комплексу «Эгоскоп» А_3892-01_МР от 01.04.2008 г. Научно-производственно-конструкторская фирма «Медиком МТД».
Полная версия статьи: «Медицина экстремальных ситуаций», 2019 №1